Снос в Шереметьево

Разбитую «Рюмку» не склеишь

image

Администрация аэропорта «Шереметьево» заявила о планирующемся в 2015 году демонтаже терминала В, ранее известного как «Шереметьево-1?. Терминал, введенный в эксплуатацию в 1964 году и планируемый сегодня к сносу, включает в себя круглый посадочный павильон, получивший народное наименование «Рюмка».

Архнадзор публикует открытое письмо Института модернизма Министру культуры Московской области, текст которого совпадает с заявлением о признании павильона «Рюмка» памятником истории и культуры. Письмо подписано директором Института модернизма Ольгой Казаковой и директором по исследованиям Института Анной Броновицкой.

Если вы так же, как и мы, считаете, что павильон должен быть сохранен, поставьте свою подпись под петицией.

 

Министру культуры Московской области О.А. Рожнову

Уважаемый Олег Александрович!

В средствах массовой информации были опубликованы сведения о готовящемся сносе круглого посадочного павильона аэровокзального комплекса «Шереметьево-1».

Аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» был построен в 1964 году по проекту архитекторов Г.А. Елькина, Г.В. Крюкова, М. Чесакова, М.Б. Гуревича, Л.Иванова, инженеров Н.И. Ирмеса, В.М. Аксёнова, А.Н. Прицкера.

Круглый посадочный павильон, получивший название «Рюмка», изначально был запроектирован как архитектурная доминанта, визитная карточка международного аэропорта «Шереметьево», и именно этот павильон после открытия комплекса аэропорта в 1964 году стал одним из важнейших символов новой советской архитектуры.

bb305412cb1a6c686428f6d71ad33eb0

Его историческая ценность бесспорна – именно здание посадочного павильона было создано, чтобы формировать положительный яркий образ СССР у прибывающих из-за рубежа официальных делегаций и других иностранных граждан, продемонстрировать архитектурные возможности современного, открытого для внешних контактов и обладающего современным архитектурным мышлением и строительными технологиями, передового государства.

c097d9bb27194388b7f55efbadf823ce

При проектировании круглого посадочного павильона было разработано совершенно уникальное архитектурно-художественное решение, с одной стороны, абсолютно оригинальное, воплотившее эстетические ценности своего времени, с другой – связанное с традициями архитектуры русского авангарда, эпохи величайших достижений и новаторства в сфере архитектуры, дизайна и формообразования. Разработанное и воплощенное в начале 1960-х годов решение по сей день не потеряло своей актуальности и зрительной эффектности.

В силу своих высоких художественных достоинств павильон «Рюмка» был запечатлен во множестве публикаций в профессиональной и широкой прессе, вошел во многие художественные фильмы, в том числе – «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973, реж. Э.А. Рязанов), «Мертвый сезон» (1968, реж. С. Кулиш) и др.

Конструктивное решение круглого павильона «Рюмка» также являлось абсолютно передовым для своего времени и представляет собой значительный интерес по сей день. Несущей конструкцией здания является железобетонный каркас, состоящий из 28 прямоугольных железобетонных колонн, связанных для жесткости арматурой с междуэтажными перекрытиями. Это коническое, расширяющееся кверху трехэтажное сооружение увенчано 28-метровым консольным вылетом крыши, конструкция которой состоит из железобетонных ферм пролетом 18 метров. Широкий, диаметром 86 метров, круглый навес, словно зонт, накрывает посадочный павильон.

c834f57602133795b98c9206d1ffa91d

На сегодняшний день существует успешный международный опыт сохранения и использования исторических павильонов на территории современных аэровокзальных комплексов. Так, терминал компании Trans World Airlines (TWA) на территории аэропорта им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке, США, построенный в  1962 году по проекту архитектора Эро Сааринена и представляющий собой уникальную птицеобразную конструкцию, был в своё время представлен как абстрактный символ полёта и получил прозвище «крылатой чайки». В 2001 году терминал прекратил свою работу.

В 2013 году компания Andrе Balazs Properties выиграла тендер на право реконструкции старой птицеобразной части терминала. Планируется перестроить его в отель, который будет включать конференц-центр и музей, посвященный истории терминала. В апреле 2015 года проект реконструкции павильона «Крылатая чайка» получил приз DoCoMoMo США «Award of Excellence» за сохранение одного из наиболее выдающихся зданий, определивших облик архитектуры США в ХХ веке.

118700_1000

Посадочный павильон “Шереметьево-1”, безусловно, в не меньшей степени является частью культурного достояния  и выдающимся архитектурным сооружением России ХХ века. В середине 1960-х годов облик данного павильона играл важную роль в формировании культурной идентичности народов СССР и, кроме того, за счет высокой “проходимости” места его расположения, отразился в сознании колоссального количества людей всего мира как важный символ достижений СССР в области архитектуры.

85bac32e526d2a957efcd4ec6b455137

Учитывая высокую историко-культурную ценность посадочного павильона «Рюмка», просим Вас включить указанный павильон в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. На основании п.4 ст.36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прошу Вас принять меры по обеспечению физической сохранности данного здания до принятия решения о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия. Для обеспечения сохранности здания прошу Вас направить в адрес собственника объекта, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», письменное предписание о приостановлении любых работ, угрожающих его сохранности.

Важность: 
Теги: 

*

im

tz

wz