«Массовое жилище как объект творчества» - новая коллективная монография

В Союзе архитекторов прошла презентация этой огромной книги, которая включила статьи почти 30-ти авторов, многие из которых даже не знакомы друг с другом. Их усилия объединила Татьяна Глебовна Малинина. Она выступила составителем и ответственным редактором нового издания.
Надо сказать, что уже давно утрачена традиция публиковать опыт отраслевых проектных институтов, таких ЦНИИЭП жилища. Поэтому книга в значительной мере заменяет такие издания. По опыту работы в Стройиздате, можно сказать, однако, что такие прежние тома были во многом официальной отпиской. Это была плановая работа авторов, а в изданном виде их статьи получались причесанными до безликости. Мне, в частности, приходилось некоторые из них рецензировать и редактировать.
Здесь же каждый автор выступает сам за себя. Ему никто не мешал высказать свое мнение, которое может не совпадать с мнением редакции, как писали в 1920-е годы. И в этом главное достоинство новой книги. Это сопоставление позиций авторов разных поколений, начиная от аспирантов и заканчивая докторами архитектуры. Например, ярко выраженная авторская позиция у Николая Васильева, Дмитрия Сухина и др.
Есть в книге и энциклопедические обзорные статьи, например, о шведском опыте, написанная очень обстоятельно Галиной Птичниковой, с привлечением тех материалов, которые не были на слуху в нашей стране, так как публиковались в основном, материалы об уникальных произведениях зодчих Швеции. А на самом деле вклад архитекторов этой страны в мировую культуру очень значителен именно в области массового жилища.
К другой группе авторов можно отнести многих, кто констатировал факты общеизвестные, без которых, однако, широкому читателю невозможно войти в тему. Такие статьи напоминают справочники
Особое место занимает в книге подробная статья Марии Майстровской и Юрия Случевского об интерьерах 1960-х годов. В ней опровергается расхожее мнение об отсутствии в это время дизайнерских работ для массового жилища. Кроме того, в статье говорится и реальных трудностях в работе специалистов, управлявшихся администраторами, не имевшими соответствующего образования и кругозора.
Несовпадение по характеру разных статей – типичная проблема составителей таких книг, но Татьяна Глебовна с честью ее решила. Прежде всего, ее надо поблагодарить за тактичное отношение к авторам с их персональными позициями. Важен также в книге зарубежный фон, влияющий на отечественных авторов массового жилища и смело введенный в книгу в виде отдельных экскурсов, но при этом не претендующую на статус энциклопедии.
Однако можно высказать и претензии к издателям, несмотря за то, что они достойны благодарности, доведя такую большую работу до победного конца. Литературно-техническое редактирование книги шло с большим трудом, что может подтвердить, наверное, каждый из авторов. Опечатки так и остались, т.к. правку редактор не смог перенести на стадии макетирования. Окончательный макет, сильно измененный в ходе работы, авторы не видели, включая сведения о них самих. В результате, фамилия и имя Джакомо Инфелизе поменялось местами. О нем сказано как о выпускнике МАРХИ (в английском варианте), хотя он учился в Венеции, стажировался в Праге и только после этого в МАРХИ (рук. проф. Е.Б. Овсянникова).
Можно видеть перепутанные инициалы даже Щусева, не говоря о менее известных зодчих, хотя въедливость редактора не знала границ и авторам приходилось препираться по мелочам, из-за каждого популярного имени или сокращенного названия известной организации.
Художественное оформление книги решено традиционно. Поскольку блоки цветных иллюстраций трудно совместить с текстами конкретных авторов, все картинки могли бы быть черно-белыми. Для рассказа о жилище важнее всего планы и иные чертежи, чем фото зданий на фоне голубого неба. И неудачны подписи к цветным фото, в них нет указания на конкретную статью, не указаны авторы построек, надо искать эти данные в текстах. Авторы, давшие черно-белые картинки оказались в лучшем положении, чем те, что дали цветные, "отъехавшие" далеко от их статей.
Итак, нас продолжает портить «квартирный вопрос». Сегодня многие предпочли жить на садовых участках, а не в многоэтажных джунглях. А что творится за городом? Хаотическая застройка портит повсюду настроение, и на прогулках, и на автомагистралях. И это градостроительное безвременье еще долго не утрясется…
Такое впечатление, что данную книгу можно продолжить в виде еще одного тома, рассказав о самых интересных авторах наших новейших жилых комплексов: Григоряна, Маилова, Плоткина, Скокана, Скуратова и др., с интервью их самих, а также о фактически лишенной авторства застройке такого рода в виде блокированных домов и многофункциональных комплексов, сравнив их с зарубежными. Более того, дать в ней социологический анализ ситуации.

Важность: 

tz

wz