Конкурс "Фонтан на Лубянской площади"

В ноябре 2015 года завершился студенческий конкурс на эскиз-идею фонтана на Лубянской площади, где до 1930-х годов стоял классицистический фонтан, созданный итальянским скульптором И.П. Витали. Условия конкурса, организованного партией "Единая Россия", сообщили студентам творческих вузов Москвы - МАРХИ, РУДН, Суриковского института и Строгановки. Первую премию получил проект студента из Сирии. Это Идрис Сулиман (руководитель А.В. Туканов) из РУДН, об архитектурном отделении которого до сих пор почти никто не слышал. Традиционно был поддержан проект в виде реалистической скульптуры (два варианта одного автора) - студента из Суриковского института (руководитель А.В. Балашов), получивший вторую премию, но не ответивший на вопрос об устройстве фонтана. Третье место занял проект студентов МАРХИ (Дарья Семенова и Петр Копылов), предложивших грандиозную реконструкцию Лубянской площади и всего ее окружения. Четвертое место занял проект магистрантов МАРХИ (Татьяна Волкова и Виталий Поднебеснов) с более реальным предложением по реконструкции площади, которая давно назрела. Хорошее впечатление произвел и еще один проект студента МАРХИ (Артемий Гусев), предложившего для фонтана беспредметно-архитектоническое решение, но не затронувшего сложившуюся градостроительную ситуацию. Остальные предложения участников не отвечали заданию, были сделаны без учета реального масштаба площади и непрофессионально. На конкурс, в обход правил, была также подана работа некоего "взрослого" автора, принесшего ее после срока, "по знакомству" с деятелями партии, что было совершенно некорректно.

Вот пояснительная записка студента из Сирии Идриса Сулимана с описанием эскиза-идеи (первая премия).

Фонтан на Лубянской площади
Облик исторического архитектурного ансамбля Лубянской площади, начавшего складываться с XVI века, сегодня имеет совершенно иной вид. Это не позволяет установить на площади прежний, невысокий фонтан эпохи классицизма. Ранее на площадь выходили Китайгородская стена, церкви и иные постройки, масштаб которых был приближен к человеку. Сегодня это огромное пространство, в центре которого нет места ни пешеходу, ни автотранспорту, так как движение по площади круговое, а люди ходят в подземных переходах, лишенных какого-либо комфорта, узких и темных, отведенных случайной торговле. Необходимо решить эту проблему комплексно. Прежде всего, - улучшить пребывание людей на площади, а также - сохранить пространственное значение прежнего фонтана и убранного монумента. То есть, - восстановить удачное композиционное решение площади с вертикальной доминантой. Предлагается закрыть проезды перед Политехническим музеем (подобное решение было предложено в 2014 в премированном проекте Д. Хохлова и А. Веретельникова на фестивале «Перспектива»).
В центре площади, по данному проекту фонтана, организовано пешеходное пространство, соединенное в одном уровне с подземными пешеходными переходами, оборудованными широкими выходами к фонтану.
Высотная доминанта в центре архитектурной композиции - четырехгранный обелиск, целиком сложенный из кубических блоков прозрачного свинцового стекла. Он подсвечивается изнутри лазерным лучом. В основании стеклянного обелиска встроена труба, дающая начало ручью, который течет по постепенно расширяющемуся руслу в спиральных ступенях воду. В завершении ручья - приемный водоем, расположенным напротив Соловецкого камня.
Взаимосвязь этих объектов предлагается решать чисто архитектурными, пластическими средствами, а не натуралистическими методами.

Важность: 

*

im

tz

wz