Дом Наркомфина: пресловутый евроремонт вместо реставрации?

Признанный во всем мире шедевр архитектуры авангарда - Дом Наркомфина – до последнего времени представлял собой руину, несмотря на то, что в нем жили люди. Общественный блок этого комплекса остается почти разрушенным, и только маленький служебный домик, расположенный рядом с двумя основными корпусами, недавно воссоздан. Иная ситуация с жилым корпусом. Почти все квартиры в нем выкуплены у жителей генеральным директором частной фирмы «Миан» Александром Сенаторовым, который немало сделал для продвижения проекта реставрации дома, создав для этого специальный фонд, но далее обанкротившийся.
Сегодня новый владелец Дома Наркомфина на свой страх и риск ремонтирует квартиры, предложив их своим друзьям и выдвинув концепцию, которая, несомненно, заслуживает внимания. Он считает, что состоятельным жильцам не нужны просторные кухни, которых не было в Доме Наркомфина, что вызывало много нареканий. Они со своими детьми будут питаться в ресторане, размещенном в общественном блоке вместе с частным детским садом. Казалось бы, всемирно известный памятник оказался в хороших руках. Однако, не рассчитывая на научную реставрацию, нынешний собственник допустил вандализм строителей, выломавших в 2014 году все старые окна и калориферы, заменивших полы и заделавших внутренние стены и потолки современными материалами. Утрата подлинности многих архитектурных элементов его совершенно не смущает как, по его словам, «временное явление». Но, тем самым, исключена возможность детального обследования и качественной реставрации памятника, тем более, что в предмет его охраны не вошли именно квартиры, во многие из которых не были допущены специалисты.
Владелец запретил и всем остальным москвичам и туристам осматривать Дом Наркомфина. Недоступна и бывшая квартира семьи Милютина, в которой его дочь предлагала устроить музей с предоставленными ею мемориальными предметами и архивными документами. Под вопросом остается использование новыми жильцами и горожанами общественного блока, а также - крыши-террасы жилого корпуса, принадлежащих государству. Место для музея придется искать, видимо, в общественном блоке после его реставрации. Общественная дискуссия на эту тему продолжается.
Елена Гонсалес организовала семинар на тему приспособления общественного блока Дома Наркомфина под общественные нужды как владение города. На этом семинаре с волонтерами, заинтересованными в охране этого шедевра авангарда, занимался Николай Васильев.
"Должна сказать, - написала Елена Гонсалес в каталоге фестиваля "Зодчество" (она по-прежнему, еще со времен выставки в МУАРе на эту тему, называет этот памятник "дом-коммуна", с чем нельзя согласиться, но все остальные ее действия вызывают большое уважение). - что без заинтересованности и понимания со стороны руководства «Коперника», то есть, проще говоря, Александра Сенаторова, воркшоп в Доме Наркомфина просто бы не состоялся. Нам была предоставлена и оборудована для работы боковая ячейка №18. Особую благодарность хочу выразить Елене Фроловцевой и Наталье Балк, которые опекали нас все эти дни, благодаря чему в работе воркшопа не возникло ни одной проблемы.
Я очень довольна результатами. Прежде всего, сам воркшоп как опыт был замечательным – мы три дня практически прожили в Доме Наркомфина. Расходились ночью, рано утром возвращались. Ребята проявили бешеную трудоспособность. Два дня на работу – это уровень клаузуры, а они сделали настоящие проекты – очень умные и очень разные.
– А как формировались «проектные группы (вопрос Юрия Тарабрина от archi.ru?
За два дня до начала участникам выслали программу воркшопа: как Дом должен показать себя городу, что Дом может рассказать о себе городу и что Дом может дать городу. В первый вечер Николай Васильев провел для участников очень интересную экскурсию, также была историческая презентация, сделанная Васильевым и Яной Миронцевой, Николай Переслегин рассказал о планах по реставрации и связанных со статусом памятника
ограничениях. Это очень важно – понимать, в каких пределах можно фантазировать, и что есть зоны табу. Александр Сенаторов также предложил ряд вопросов, над которыми следует подумать участникам воркшопа. А потом ребята рассказали, что они по этому поводу думают – такая печа-куча. И даже из этих несобранных мыслей стало понятно, что люди по-разному видят ситуацию, что нас порадовало. И Олег Распопов им сказал: «Теперь вы все выходите в коридор и возвращаетесь сюда уже группами». Так
они и сделали, и эти группы удивительном образом сразу абсолютно «сложились».
– Воркшоп завершился, его результаты были представлены на Московском культурном форуме, а что будет дальше?
Идеи участников нужно развивать, но это требует целенаправленных, конкретных действий. Сейчас все зависит от того, насколько авторы проектов способны свои предложения воплощать, договариваясь при этом с владельцем, городом, охранными ведом
ствами, потому что, даже чтобы повесить плакат на фасад, надо получить разрешение Москомнаследия. Так, в 2011 на АрхМоскве был прекрасный фотопроект Рустама Керимова и Михаила Королева «АрхАнгелы». Эти плакаты планировали потом повесить
на те памятники, об угрозе которым шла речь, но этого не произошло, т.к. не было получено одобрение чиновников. Сейчас мы хотим сделать по той же схеме плакаты для Наркомфина, тем более, что это имеет еще и практическую сторону. Там выбиты окна,
и проемы надо закрыть, потому что в них заливается вода. Нужны реставрационные шаги, но для каждого нужен специальный акт. А дождь льет. Мы придумали технологию, которая позволяет обойтись без гвоздей: баннер просто прижимается к стене. Но
и для этого нужно одобрение Кибовского, к нему надо идти – это бюрократические шаги, которые просто надо сделать. Актуален и вопрос денег"...
Мы сейчас будем делать выставку на нижней
галерее дома. Там окна разбиты, их не хотят менять и эту галерею
зашивают щитами. И это будет временная выставочная площад-
ка, поэтому помещение должно быть открыто для публики – хотя
бы в какие-то определенные дни. То есть это уже продолжение
практики «открытия» Дома и его культурного использования. Еще
можно на время реконструкции выстроить макет жилой ячейки
во дворе – можно его сделать из строительного мусора или из сне-
га слепить. Эти акции должны быть громкими, имиджевыми, пу-
бличными, получать отклик. Только тогда дом-коммуна Нарком-
фина станет популярным местом, и только тогда туда придут люди
и станут требовать его возрождения. Сейчас он гниет и гниет –
развалюха, которая всем надоела. Ведь у нас много таких памят-
ников под угрозой: дом Мельникова, Шуховская башня… Люди
на дом Наркомфина уже не реагируют, а он вполне может стать
замечательным местом в одном ряду с парком Горького, Полите-
хом и ДК Зила.
(Полную версию интервью читайте на портале www.archi.ru)

Экспозиция на эту тему, названная "Дом Наркомфина. Возвращение" была на фестивале "Зодчество", прошедшем в Гостином дворе 18-20 декабря 2014 года.
Что же дальше?

Важность: 

tz

wz