Архитектура авангарда на Зодчестве-14

Фестиваль "Зодчество" прошел в Гостином дворе под девизом: «Актуальное-идентичное. 100 лет русскому авангарду». Наконец и Союз архитекторов прикоснулся при этом к авангарду, давно популярному на Западе! Ранее национальная идентичность трактовалась как золотые купола, а на архитектуру авангарда ориентировались лишь люди эрудированные, понимавшие, что это символ достижений нашей страны, наравне с литературой, балетом и космическим Спутником.
Несомненно, что мощь авангарда отвела на задний план другие экспозиции: «Арх-стояние» (куратор Антон Кочуркин), и «Города» (куратор Иван Овчинников), и даже кураторский проект Андрея и Никиты Асадовых, трактовавших авангард как неминуемую часть российской истории, из которой слова не выкинешь. Братья Асадовы были кураторами всей внеконкурсной программы, которая на этот раз затмила привычные для фестиваля типовые планшеты с проектами и постройками со всей страны.
На фоне авангарда не слишком эффектно смотрелись официозные разделы, посвященные коммерческому освоению территорий у Москвы-реки и территории завода «Серп и Молот», прославленного конструктивистским творением Игнатия Милиниса – гигантским клубом Союза металлистов, почему-то не нашедшим места на представленных планшетах! Лучше использовали эффекты авангарда компания PHOTO-INTERIOR.COM – рекламировавшая сайт, предназначенный по их словам «для ценителей искусства фотографии и графики» и как «площадка для сотрудничества и развития бизнеса».
Издатель журналов и книг «Татлин» Эдуард Кубенский, представил сразу шесть разделов экспозиции. Самый запоминающейся из них – «Узорник русского авангарда» - калейдоскопы, собранные из… канализационных труб, в которые посетитель сам может вставить расхожие символы авангарда: черный квадрат Малевича, Серп и Молот, Шуховскую башню и пр., а уже они, на деле «смываемые» в канализацию в сложившемся массовом сознании, могут дать чарующие картины.
Другая экспозиция была посвящена творчеству крупнейших мастеров отечественной архитектуры, она состояла из крупных плакатов, на которых собраны все проекты и постройки – Мельникова, Гинзбурга, Голосова, Леонидова и др. Эти же плакаты с успехом продавались на стенде издательства.
Еще один проект Кубенского «Arrieregarde» описан им так: «Когда уничтожен авангард и разбиты основные силы, арьергард вступает в бой. Те, кто раньше замыкали процессию, сегодня берут удар на себя. Они молоды и неопытны, но сегодня только от них зависит исход битвы. Отступать некуда!» Это выставочный проект, рассказывающий о пятилетней практике издательства TATLIN на ниве детского творчества…. более 1000 детских работ, выполненных в рамках 8-ми конкурсов… целый лес из металлических стержней, держащих копии детских рисунков, под каждым из которых висит рыбацкий колокольчик. Молодая «поросль» радует глаз и весело позванивает, когда с ней вступают в диалог».
Не менее концептуальна и созданная Кубенским экспозиция – «Долг архитектора», высмеивающая сегодняшнюю ситуацию: «13 октября 2014 года исполнилось 10 лет Кодексу профессиональной этики российских архитекторов. С сожалением приходится констатировать, что большая часть российских архитекторов, либо никогда не читала, либо вообще не подозревала о существовании документа. Проект «Долг архитектора » актуализирует сформулированные в документе положения… Первая часть, «Скрижали», представляет собой 4 «каменные» глыбы, на которых «высечен» текст Кодекса… Ключевые слова Кодекса «Архитектор должен» легли в основу второй части проекта. На страницах отрывного календаря по понедельникам размещены цитаты из Кодекса, начинающиеся со слов «архитектор должен»… Календарь ежедневно напоминает его пользователю о профессиональном долге, а скрижали, на первый взгляд кажущиеся своеобразным артефактом, на деле оказываются обыкновенной бутафорией».
На фестивале очень уместны оказались работы детей из студии «Старт», привлекавшие не только сами по себе, но и благодаря ярким привлекательным стендам.
Зодчество-14 отразило юмор, с которым одни архитекторы воспринимают жизнь, и как другие, по долгу службы, держатся солидно, формально демонстрируя, что положено, но не выражая сильной заинтересованности в судьбе авангарда. Так, экспозиция «Памятникам авангарда быть» под эгидой Музея архитектуры, с очень эффектной шрифтовой композицией, была направлена на констатацию наличие такого наследия, но нисколько не затронула его сегодняшних проблем.
На общем фоне авангарда Елена Гонсалес решила показать следующий, модернистский пласт наследия, - хрущевские пятиэтажки, подав их оптимистично и даже - в качестве ноу-хау. «Запчасти» типовых домов были разложенными, как на прилавке, и как реклама проекта «Советский модернизм» на базе создаваемого сайта: sovmod.ru
На фоне авангарда сильно прозвучал проект «Неоклассицизм ВДНХ», подчеркнувший многослойность этого ансамбля, недавно под нажимом культурной общественности выведенного из ведения чисто коммерческих федеральных структур под власть правительства Москвы. Дмитрий Михейкин, энтузиаст возрождения произведений советского модернизма, высказался на эту тему так: «ВСХВ–ВДНХ выступает как кузница стилей, и их перетекание из одного в другой наглядно представлено в архитектуре уникального ансамбля, что дает возможность увидеть общую тенденцию развития советской архитектуры как непрекращающийся поиск нового языка, как в тридцатые, так и в пятидесятые, шестидесятые и до конца восьмидесятых».
Заметное место заняла экспозиция, посвященная Шуховской башне и всему культурному кластеру на Шаболовке. Там были и арт-объекты, такие как башня-фонтан, трагически черный, как и трудная судьба этого шедевра.
Совершенно новым разделом стал спецпроект «Архитектурный Крым» – его уникально сохранившиеся советские здания показали Алексей Комов и Николай Васильев (при поддержки компании Astarta), обследовавшие Евпаторию (этот материал превращен в передвижную выставку «Курортоград», уже побывавшую в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Минске и самой Евпатории). Особое место было отведено творчеству архитектора Бориса Белозерского, создавшего на полуострове десять уникальных построек, а далее репрессированного. Среди них - корпус в санатории «Красное знамя» (Дюльбер), жилой дом правительства Крыма, жилой дом «в память 1905 года» и др. Мощь этого слоя истории отечественной архитектуры, практически неизвестного даже знатокам, подчеркнул специальный павильон с башней. По сравнению с большинством других спецпроектов, павильон архитектуры Крыма выглядит даже перенасыщенным.
Несмотря на прошедший за неделю до фестиваля Московский урбанистический форум, заметное число павильонов было посвящено градостроительству – будь то разработки Гипрогора, получивший приз фестиваля генеральный план Красноярска или прошедший в этом году конкурс на концепцию исторического центра Калининграда.
Событийная программа фестиваля почти полностью опиралась на спецпроекты – лекции, Круглые столы и дискуссии, посвященные сохранению и осмыслению наследия авангарда и модернизма, которые превалировали над прагматичными «спонсорскими» презентациями. О «большой» современной архитектуре речи почти не было. Отдельным событием, собравшим, наконец, полный зал, стал показ прошлогодней (созданной к 100 летнему юбилею спектакля) постановки «Победы на солнцем», представленный театром Стаса Намина.

Важность: 

tz

wz