Стадион «Динамо» как образец стиля своей эпохи

Фактический снос стадиона «Динамо» под видом его реконструкции - пощечина нашему якобы демократическому обществу. Дискуссии по этому поводу носят односторонний характер, практически не касаясь архитектурной стороны дела.

Нарушен закон, и это действительно самый сильный козырь в руках общественного движения в защиту памятников. Очередной прецедент такого рода не может оставить равнодушными жителей Москвы. Мы возмущены потерей возможности заниматься в этом районе физкультурой и плавать в бассейне (он сломан в ходе реконструкции стадиона). Ясно, что в новом спортивном комплексе, выстроенном на том же месте, изменятся и цены на услуги, которые уже не будут доступны для рядовых горожан.

 

            "Динамо" был один из немногих советских стадионов, сразу задуманный как заметное архитектурное явление. Множество советских стадионов тех лет по бедности представляло собой просто футбольное поле, окруженное деревянными трибунами для зрителей.  

            Стадион возник в эпоху подъема физкультуры и спорта на невиданную прежде высоту. Его архитектура выражала мощь спортивного общества «Динамо», то есть, силу советской милиции. Она отражала пафос героических свершений, культ молодости, здоровья и силы. Отсюда и монументальность форм стадиона, не лишенных при этом лаконизма и строгости. 

            Значимость архитектуры стадиона «Динамо» хорошо понятна на фоне многих аналогов тех лет, причем не столько отечественных, сколько зарубежных. «Это был в свое время самый большой стадион Европы» - рассказывает внук Л. Чериковера архитектор Дмитрий Чериковер. - Вместе со стадионом было продумана и организация всего окружающего пространства Петровского парка».

            Для сравнения можно привести стадион Форо Италико (Foro Italico) в Риме, выстроенный при Муссолини и представляющий образец подлинно тоталитарного стиля. Из-за обилия декоративной скульптуры он выглядит менее цельно.  Могучие спортсмены, напоминающие героев античности там выглядят в наши дни комично. В отличие от Форо Италико, архитектура стадиона «Динамо» лишена ложного пафоса. Его авторы-архитекторы А. Лангман и Л. Чериковер, не пошли по пути изобразительности, хоть и перерабатывали свой проект вплоть до второй половины 1930-х годов.

            Более сравним стадион "Динамо" со стадионом «Джузеппе Синигалия» в Комо (Италия), явно несущим в себе черты архитектурной стилистики того же времени, хоть он и многократно переделывался и начал строиться раньше. Все его формы намного суше, что особенно заметно, так как стадион расположен напротив шедевра Дж. Терраньи - знаменитого жилого здания «Новокомум» (1928).

            Стадион «Динамо» типичен для общеевропейской стилистики начала 1930-х годов благодаря своей «прозрачной» конструкции и четкости композиции.  Главный фасад его со стороны Ленинградского проспекта симметричен. Эллиптические трибуны поддерживают железобетонные рамы, чередующиеся через каждые пять пролетов с глухими блоками лестниц. На ленточный фасад эллиптического в плане стадиона они выходят в виде стенок с большими круглыми проемами. Примечательны и иные составляющие стадиона: повышенная центральная часть, украшенная упрощенным портиком, напоминающим протоантичные аналоги и пр. Прорисовано все это очень элегантно.

            Стадион «Динамо» сопоставим с теми монументальными произведениями итальянского архитектора М. Пьячентини (университетский городок в Риме), которые решены в самых лаконичных формах. Однако, если же учесть датировки, то ясно, что архитектура стадиона «Динамо» стала предвосхищением общеевропейского монументального ар-деко, а не повторяла зарубежные аналоги.

            Разумеется, как и всякий крупномасштабный замысел, проект стадиона «Динамо» эволюционировал в 1930-е годы ходе реализации его проекта, но достойно выдержал этот процесс, сохранив первоначальную строгость форм. Его переделки уже без участия авторов также были сделаны довольно тактично, что хорошо показывают фотографии разных лет.

Надо напомнить также, что авторы проекта стадиона "Динамо" были признанными мастерами своего дела. А. Лангман - автор здания Совета труда и обороны (дома СТО), ныне занимаемого Госдумой. Он создал целый ряд жилых зданий (самый своеобразный из них дом в Милютинском переулке), строил в Болшево (ныне г. Королев). Л. Чериковер был автором качественных и выразительных по архитектуре жилых домов в Златоустинском переулке, на Рождественском бульваре и др.

 

Все эти факты не были учтены. Ряд лет стадион специально доводился до состояния руины.

Эксперт, избранный для аргументации фактического сноса стадиона и решивший поставленную заказчиком задачу, уже показал себя точно также в нашумевшем деле о застройке Архангельского. Им же был приговорен к решительной реконструкции и московский газовый завод ...

*

im

tz

wz